ПРОЧТИТЕ!
ОБРАЩЕНИЕ
Президенту РФ, Правительству РФ, Министру здравоохранения РФ
Сахарный диабет, одна из угроз современного общества. В 2012 году в России было зарегистрировано около 3,5 млн.человек с диабетом, а по оценке экспертов их реальная численность составляет около 12 млн.человек. С учетом масштабов заболеваемости, острота демографического кризиса в России прямо связана с продолжительностью, качеством жизни и медико-социального обеспечения людей с диабетом. Одним из определяющих продолжительность жизни больного диабетом факторов является его способность к каждодневному управлению диабетом, обусловленная обеспеченностью диабетическими препаратами, средствами самостоятельного контроля за уровнем сахара в крови (глюкометры и тест-полоски к ним). Установлено, что эффективный самоконтроль сахарного диабета позволяет в 7-10 раз сократить государственные затраты по временной нетрудоспособности, ранней инвалидизации пациентов из-за осложнений диабета.
Следует отметить, что в последние годы в этом направлении в России был сделан существенный качественный скачок: появились новые, более совершенные и разнообразные формы инсулинов, стабилизировалось обеспечение ими, началось льготное обеспечение средствами самоконтроля. Основанием этому послужили: действующее постановление правительства РФ №890; утвержденные правительством стандарты лечения сахарного диабета, в которых рекомендована частота измерений уровня сахара в крови; а также утвержденные перечни льготного обеспечения лекарствами и изделиями медицинского назначения, в которые включены и средства самоконтроля и введения инсулина.
Сформировалась устойчивая тенденция к развитию. Стали активно внедряться алгоритмы лечения диабета, к моменту вхождения России в ВТО стандарты оказания медицинской помощи диабетикам, могли бы приблизиться к стандартам развитых стран ВТО, Европы, Америки. В регионах снизилась социальная напряженность в среде людей с диабетом. Стали обсуждаться вопросы повышения объемов обеспечения, включения в перечень новых видов изделий – инсулиновых помп и расходных материалов к ним.
Однако последние события вызывают тревогу диабетических пациентских организаций, ожидание ухудшения в обеспечении людей с диабетом изделиями медицинского назначения, в первую очередь средствами самоконтроля. Это выражается в следующем:
В новой редакции закона ФЗ№323 от 23.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан РФ», определено, что медицинская помощь оказывается на основе установленных стандартов лечения, однако при этом нечетко определены включенные в них медицинские изделия. Так предусмотрено использование только медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, а другие назначаются по решению врачебной комиссии. Возможно, имелось в виду, что такие изделия медицинского назначения, как средства самоконтроля, средства введения инсулина входят в стандарт лечения под видом: «иного, исходя из особенностей заболевания (состояния)».
К неопределенной трактовке места средств самоконтроля в стандартах лечения в ФЗ №323 добавилось появление Проекта нового Стандарта лечения сахарного диабета для детей, размещенного на сайте Министерства здравоохранения РФ, в котором даже для детей не предусмотрено использование средств самоконтроля и введения инсулина.
Эта тревожная информация подтвердилась в докладе главного детского диабетолога РФ, Петерковой В.А. на Общественных слушаниях «Здоровый образ жизни. Диабет и ожирение», прошедших в Общественной палате РФ 16.11.2012 г.
Эту тревогу усиливают распространяющиеся мнения о якобы планируемой передаче всех полномочий в обеспечении этим видом медицинских изделий в другой орган исполнительной власти. При этом возникают вопросы к новому оператору: о формировании источника финансирования на эти цели, полномочности проведения этим органом контроля качества, о способности к обеспечению условий хранения и транспортировки (налаженных в системе фармобеспечения), об отношении его к утверждению порядка назначения и выписывания медицинских изделий, к включению в Госреестр медицинских изделий, о готовности к оценке им надежности и безопасности изделий, т.е всех мероприятий, предусмотренных в ФЗ №323. Логичным является в связи с этим дальнейшее сохранение в структуре здравоохранения обеспечения медицинскими изделиями, к которым относятся средства самоконтроля.
Учитывая, вышеизложенное, мы, руководители диабетических пациентских организаций, считаем, что в целях успешной реализации в отношении людей с диабетом «Основных принципов охраны здоровья», обозначенных в ФЗ №323, например, таких как: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; доступность и качество медицинской помощи; - необходимо:
1. Включить в новый Государственный Стандарт лечения сахарного диабета частоту проведения самоконтроля (повысив ее до 3-5 раз в сутки), изделия медицинского назначения: средства самоконтроля (глюкометры и тест-полоски к ним), средства введения инсулина.
2. Сохранить средства самоконтроля и введения инсулина в перечне изделий медицинского назначения для льготного обеспечения.
3. Сохранить обеспечение диабетическими изделиями медицинского назначения в системе здравоохранения.
4. Рассмотреть вопрос о возможности включения и включить инсулиновые помпы и расходные материалы к ним в перечень для льготного обеспечения.
5. Разработать и внедрить в практику государственные стандарты качества (ГОСТ) на лекарственные сахароснижающие препараты и средства самоконтроля, (как, впрочем, и на другие лекарства и медизделия), что позволит врачам и пациентам осуществлять эффективное лечение и ограничит применение неэффективных лекарств и устаревших образцов медицинской техники. Основная цель данного предложения - профессионально классифицировать лекарства и изделия по потребительским свойствам.
6. Разработать и ввести в практику стандарты персонифицированного лечения больных диабетом. Для этого необходимо:
Отказаться от положений ФЗ №194, других нормативных актов, диктующих проведение закупок жизненно-необходимых, регулярно используемых пациентом диабетических лекарственных препаратов, лишь по МНН, исключая торговые наименования. Ускорить внедрение современных информационных технологий, темпы внедрения которых пока недостаточны. Это предполагает - объединение баз данных государственного регистра Сахарного диабета, интерфейсов лечащего врача, аптек, страховых компаний, администраторов системы здравоохранения, что позволит обеспечить оперативное управлением качеством и эффективностью лечения.
Мы полностью поддерживаем заявление Генерального секретаря ООН г-н Пан Ги Муна, высказанное на ассамблее Всемирной организации здравоохранения (WHO, Geneva, 25/05/2012): «Отсутствие реального прогресса в борьбе с хроническими неизлечимыми заболеваниями вызвано не медицинскими причинами, а нехваткой политической и социальной воли».
Просим принять необходимые решения по вопросам, изложенным в нашем Обращении.
|